?

Log in

No account? Create an account
Magregor
Месть: это нужно не мертвым, это нужно живым 
2nd-Apr-2015 06:12 pm
Здравствуйте, дорогая принцесса Луна. Современная человеческая мораль порицает месть и мстительность, а религиозные доктрины наперебой призывают прощать врагов, убеждая человечие в том, что отмщение обидчику будет выдано после смерти. Короче потом... если захочешь. Но самым главным аргументом для отказа от возмездия навязывается то, что месть не поможет воскресить убитых, излечить искалеченных и вернуть награбленное. И таки да, не поможет. Вы уж простите невежество человечия, принцесса, ведь настоящее предназначение возмездия от человечия упорно скрывают, хоть оно и лежит на поверхности.



Предназначение мести в социальных процессах состоит совсем не в том чтобы компенсировать ущерб от злодеяний. На это месть действительно неспособна, это под силу только новому созиданию, которое может восстановить украденное, разграбленное и разрушенное. А иногда ущерб и вовсе невосполнимый. Месть не может восстановить, вернуть погибших или восполнить бреши нерожденных, потому что месть – это путь разрушения, а не созидания, и именно на этом факте делают упор моралфагушки, объявляя оттого месть недостойным поступком. Любое разрушение по их мнению неправильное.

Глупо считать, что путь созидания – это всегда хороший путь, и предельно глупо думать, что путь разрушения – это всегда плохой путь. Жаркий солнечный день такая же часть нашей жизни как и лунная ночь, а пути света и пути тьмы одинаково нужны и важны для гармонии. Вопрос лишь в уместности, адекватности, умеренности и оптимальности применения тех или иных путей. Интеграция и дезинтеграция – это обыденные операции во Вселенной, и они проявляются и применяются на всех без исключения уровнях реальности от кварков, квантов и нуклонов до звездных систем, газопылевых туманностей и галактик, в том числе и в таком проявлении реальности как жизнь. Углеродная, к примеру.

Разрушение – это необходимая часть жизни социальных систем, как и всех других систем Вселенной. Ведь социальные системы конкурируют друг с другом и окружающей средой, захватывают новые пространства и защищают их, и в этом процессе разрушение так же востребовано как и созидание. Воинская доблесть целиком и полностью строится на разрушении – уничтожении врагов, его имущества, коммуникаций. Охрана правопорядка строится на разрушении преступных структур и схем, на пресечении деятельности деструктивных для социальной системы единиц. Иммунная система организма полностью сосредоточена на разрушении вредоносных биологических и химических угроз. Но разве все эти системы и действия являются злом? Глупо различать добро и зло исходя из вида деятельности, ведь и воинская доблесть, и охрана правопорядка, и иммунитет организма могут быть как добром так и злом, вопрос лишь в уместности, правильности, умеренности и оптимальности их применения. Солдат может быть как добрым героем, защищающим свой социум от врагов, так и злым грабителем, вероломно напавшим на беззащитных. Страж порядка может быть как добрым дядей Степой-великаном, дающим укорот обидчикам и преступникам, так и злым бандеровским полицаем, использующим власть против безвинных или пособляя оккупантам и узурпаторам. Иммунная система может быть надежным защитником организма, а может ложно реагировать на раздражители, вызывая страшные аллергические реакции, иногда приводящие к гибели.

Добро – это не созидание. Добро – это не разрушение. Добро – это оптимальное, наилучшее, уместное использование и применение всего. Вот почему список запретов и наставлений не может быть в основе понимания добра и зла. В основе познания добра и зла может лежать только разумение всего: понимание стиуации, возможных путей ее разрешения и последствий тех или иных путей в оперативной, среднесрочной и стратегической перспективе. Только понимание является основой для этического вывода, и наиболее этичным всегда будет тот поступок, который будет вносить во все системы наименьшую суммарную энтропию (хаос) и наибольшую суммарную оптимальность (гармонию).



Месть, как и любое другое разрушение и дезинтеграция, не является ни добром ни злом сама по себе, но может быть ими в зависимости от своей уместности, умеренности и оптимальности. И главное предназначение возмездия состоит не в том чтобы вернуть утраченное, а в защите еще имеющегося или приобретенного в будущем.

Задача мести - это защита. Защита людей, которых отомщенному убийце больше не удастся убить. Защита людей, которых получивший возмездие грабитель больше не сможет ограбить. Защита детей, чьи жизни потерпевший от мести наркоторговец уже не сможет искалечить. Защита еще нерожденных, которые смогут появиться на свет если сеющего разврат и разруху вовремя настигнет заслуженное возмездие. Месть защищает не то, что уже утрачено, месть защищает то, что может быть утрачено в будущем. И она является добрым и благородным поступком если сохраненное от возможных потерь в будущем превышает потери от мести. Если в результате мести удастся спасти хотя бы троих, то уничтожение одного объекта возмездия и возможный правовой суд над вершителем уже оправдан, ведь наиболее этичным всегда будет тот поступок, который будет вносить во все системы наименьшую суммарную энтропию (хаос) и наибольшую суммарную оптимальность (гармонию).

Но наибольшую защиту месть дает даже не тем, кого мог бы убить виновный убийца, обокрасть уличенный вор или избить конкретный хулиган. Наибольшую защиту месть дает тем людям, чьи будущие обидчики передумали совершать зло, испугавшись возмездия. Высшая функция защиты мести - это предотвращать угрозу:

- лучшая война та, которой не было
- лучшее убийство то, которое не состоялось
- лучшая кража та, где человек предпочел не воровать


Вот высшая социальная функция мести - демотивировать. Демотивировать человечие совершать неправильные поступки из опасений мести. Предотвращать будущую угрозу, а разрушение при возмездии лишь инструмент ради этой цели.

Принцип возмездия является одним из основополагающих в системе права, и оттого размышления клеймящих месть и темные пути выглядят еще смешнее, ведь с одной стороны они признают необходимость законности, а с другой стороны клеймят принцип мести, и у них ни разу не возникает когнитивного диссонанса по поводу двух противоположных убеждений одновременно. Оруэлл наверняка рукоплескал бы.

// == СЫН ЗА ОТЦА или СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Стоит ли подвергать возмездию не только самого виноватого, но и его близких, тем более невиновных? Главное предназначение мести состоит в демотивации асоциального поведения, а добром разрушение бывает тогда, когда потери от него меньше чем сохраненное от потерь в будущем. Путь разрушения - это всегда жертва чем-либо, а добром или злом оно было определяется тем оправданы ли эти жертвы. Независимо от степени вины этих жертв глобальной меркой добра или зла в путях разрушения всегда выступает соотношение глобальных потерь и приобретений от этих потерь, пожертвованного и спасенного. И мера справедливости также входит в список потерь и приобретений - потерявши в справедливости при наказании единиц потенциально безвинных можно предотвратить гораздо большую несправедливость в отношении гораздо большего количества безвинных. Пожертвовать малое ради спасения великого - это и есть настоящее добро пути тьмы. И потому настоящий вопрос состоит не в том добром ли будет покарать невиновных, а в эффективности таковой кары ради спасения большего и в соответствии пожертвованного и спасенного.

Какие злодеяния стоит пресекать столь суровой мерой как солидарная ответственность чтобы сохранить положительный баланс пожертвованного и спасенного, а значит и критерий добра и справедливости? Какие преступления могут нанести столь суровый вред, что ради его пресечения стоит пойти на наказание невиновных? Кто может творить столь разрушительную несправедливость, что можно вершить несправедливость же ради ее предотвращения? Очевидно, что это никак не должно касаться мелких, средних и даже тяжелых преступлений, которые наносят лишь единичный урон. Применять солидарную ответственность следует только к преступлениям, которые наносят масштабный, а главное системный урон.
Ни укравший мешок зерна, ни курицу, ни даже квартиру не наносит системного урона, и солидарная ответственность для таких неуместна. А вот укравший и разоривший завод, отрасль или системообразующий объект жизнеобеспечивающей инфраструктуры наносит разрушительный системный урон: лишаются средств к существованию тысячи людей, спиваются и погибают в пьяном угаре сотни, и еще сотни никогда не родятся, безнадега губит инициативу и творчество, а разрушительный синергетический эффект для макросистемы многократно превышает и прибыль от украденного нечестивцем, и прямые нанесенные им убытки. Сотни только людских безвинных жертв уже оправдывают кару для нескольких близких преступника: предотвращение многих безвинных жертв ценнее немногих.
Ни насильник, ни даже серийный маньяк не наносят системного урона, они обижают лишь единичных жертв, и потому нет смысла к ним применять солидарную ответственность. Но те, кто организовал порноиндустрию, кто поставил на поток развращение детей и сексуальную работорговлю, кто создал ужасный конвейер разврата и искалеченных судеб, тот наносит системный урон, и ради его предотвращения уместно покарать безвинных чтоб защитить безвинных, но гораздо больше.
Ни самодур, ни дурак, ни профан или предатель не стоят применения к ним солидарной ответственности коль скоро их способность влиять на систему невелики. Но когда такой бывает в чине серьезном или немалом капитале, то дел таких способен наворотить и злодеяний такого масштаба, что ради пресечения такого страшного урона уместно будет применить солидарную ответственность.

Но даже если соотношение пожертвованного и спасенного действительно оправдывает солидарную ответственность, то насколько эффективной она окажется в деле предотвращения зла, т.е. в качестве основной функции мести? Насколько действенной может быть эта мера?
Теоретическая эффективность обосновывается тем, что абсолютное большинство нечестивцев, сознательно наносящих системный ущерб, стараются не столько для себя сколько для своих близких, и в особенности для детей, которые наследуют награбленные капиталы и высокий социальный статус, и смогут жить безбедно за счет злодеяний родителей даже если родители понесут наказание. Эта логика опирается на родительский инстинкт. Но если наказание за системный урон понесут также и близкие, и в особенности дети, то этим отсекается одна из главных мотиваций для преступления. Эта логика также основывается на родительском инстинкте и способна перебивать, размыкать порочные цепочки человеческих мотиваций.
Эмпирически эффективность солидарной ответственности очень легко проверить исходя из образа деятельности многих кланов, мафиозных и террористических структур, разведок и спецслужб: угроза отыграться на близких и родственниках почти стопроцентно гарантирует лояльность и примерность поведения практически любого человека за исключением совсем отчаянных людей или фанатиков, но таких среди интересующих нас слоев населения практически не встречается.

Солидарная ответственность может стать очень успешным социальным регулятором будущего, одним из передовых социальных механизмов, предотвращающих многие злодеяния, ее эффективность имеет под собой как серьезную теоретическую базу, так и неоднократно подтверждена на практике. Солидарную ответственность уместно применять к определенному списку преступлений, наносящих системный урон, и только к людям, обличенным серьезной властью - крупным бизнесменам, чиновникам высокого ранга, пропагандистам и проповедникам с широкой аудиторией и высоким авторитетом.
Солидарную ответственность можно воплощать в форме коллективной конфискации имущества всех повязанных родственников. Пример, уже успевший стать хрестоматийным: у серьезного чиновника из имущества есть только однокомнатная квартира, а вот жена и дети - "успешные бизнесмены" с кучей фирм и другого имущества, причем эта успешность бизнеса родни странным образом совпала по времени с получением чина отцом семейства. Солидарная конфискация одновременно лишает всю семью статуса, возможности влиять на ситуацию и наносить системный ущерб, тем более что невооруженным взглядом заметно, что вся родня чиновника в этой схеме выступает подельниками и пособниками преступления.
Солидарная ответственность может быть выражена в шельмовании родни - родственникам, и в особенности детям, запрещается занимать руководящие должности, владеть заметными капиталами и заниматься общественно значимой деятельностью. Абсолютное большинство человечия спокойно себе живет и здравствует при таких условиях, и ограничение личностей, несущих потенциально большую угрозу до условий, в которых живет большинство людей, мне никаким зверством не кажется, но самой банальной предусмотрительностью, предосторожностью и прозорливостью.

Солидарная ответственность при этом может служить не только прямым демотиватором злодеяний, но также может выполнять эту функцию и опосредствованно: кто как не родные и близкие способны знать о возможных злых умыслах обличенного властью человека, и кто как не они способны оказать на него соответствующее давление, опасаясь солидарной ответственности.

Месть, как и любой из темных путей, является глобальным добром тогда, когда ее применение уместно, умеренно и оптимально. Месть, в том числе и перенаправленная месть, является превосходным социальным регулятором и важным элементом социальной логики. Правильно настроенная, она оптимизирует социальные отношения, служа общему делу гармонии. Путь гармонии - это наилучший из путей, дорогая принцесса. Всегда верный чешу вас за ушком.

. . . . .


Comments 
2nd-Apr-2015 05:17 pm (UTC)
Занято, но все это описано в мастере и Маргарите и в произведениях Лукьяненко, но за статью спасибо.
(Deleted comment)
2nd-Apr-2015 06:17 pm (UTC)
Этот этический вопрос разрешается не через анализ методов, используемых взаимодействующими макросистемами, а через понимание приоритетности той или иной макросистемы для глобальных целей.

Вопрос тут стоит в том какая именно цивилизация более перспективна и более приоритетна на данном историческом этапе. Победа наиболее приоритетной стороны и будет являться при прочих равных наибольшим благом в сухом остатке. При этом весьма желательно чтобы выбор методов достижения победы бы совершен наиболее оптимально, уместно и выверено.

Более подробно о приортетности той или иной конкурирующей стороны написано тут http://ivan-mosk.livejournal.com/8776.html
9th-Apr-2015 06:19 am (UTC)
Очень важна также профилактика враждебности к системе со стороны подвергшихся солидарному наказанию. "Насильно мил не будешь", конечно, но и затаенная злоба в сочетании с изворотливым умом даже в случае поражения в правах может натворить дел. "Нет человека - нет проблемы", оно, конечно, да, но это как-то примитивно... Хотя х.з.:)
This page was loaded Oct 18th 2019, 9:20 am GMT.