Magregor (ivan_mosk) wrote,
Magregor
ivan_mosk

Categories:

Моральный кодекс строителя Империума - Часть 1

Здравствуйте, дорогие принцессы Селестия и Луна. Философия Империума требует от человека, идущего путем Гармонии, определенного поведения. В моих предыдущих к вам письмах, описывающих глобальный проект Империум, этот моральный кодекс уже прояснялся, но в каждом отдельном письме вскрывались только отдельные модули и максимы этого морального кодекса. И хоть эти модули в разных письмах и пронизаны целостной логикой, но теперь я вижу необходимость свести эти модули в едином тексте.



Логика имперской философии

Философия Империума базируется на непрерывной (нечеткой) логике - это первое что нужно понимать сподвижникам Империума. Непрерывная логика гораздо более универсальна и продвинута нежели логика Аристотеля или диалектическая логика Гегеля. Бинарная дискретная логика Аристотеля оперирует только состоянием "Да" и "Нет" (Истина-Ложь), в то время как имперская логика в каждом случае оперирует промежуточным между абсолютным "Да" и "Нет" состоянием, что позволяет ей работать в условиях неопределенности без необходимости догм и абсолютных непререкаемых истин, которые позарез требовались для мышления в рамках логики Аристотеля.

Диалектическая логика несколько расширяет функционал аристотелевой, но может интегрировать "Да" и "Нет" только в формате противоположностей (дуальных пар), при котором вариативных логических сущностей обязательно две и которые обязательно едины и борются друг с другом. В рамках имперской вероятностной логики вариантов совсем не обязательно два, они совсем не обязательно противоположны, и уж тем более совсем не обязательно они друг с другом борются. Имперская непрерывная (нечеткая) логика предполагает возможность бесконечных вариантов логических состояний между "Да" и "Нет", включая совершенно не антагонистичные между собой. Поэтому диалектическая логика является по сути частным случаем логики непрерывной, так же как аристотелева логика является частным случаем диалектики. Непрерывная логика способна без труда выполнять логические операции и в рамках бинарной дискретной логики, и в рамках диалектической, но совершенно не ограничивается ими. Непрерывная логика - это комплексная логика неопределенности и вероятности, и единственным случаем когда она неработоспособна является ситуация полной неопределенности когда нет вообще никакой информации, т.е. ни вещества, ни энергии, а только полностью пустое пространство. Учитывая то, что такая ситуация возможна только если ничего не существует, непрерывная логика должна удовлетворять все необходимые мыслительные операции в рамках нашей Вселенной.

Сподвижникам следует понимать главную максиму имперской философии: точно знать мы можем только одно - я существую, все остальное имеет лишь большую или меньшую вероятность. Любые догмы и аксиомы носят характер предположения, и даже если вероятность их очень высока, ни одно из них не может быть абсолютным, и может подвергаться сомнению и переосмыслению если для этого есть веская и достаточно достоверная информация. Непрерывная логика не нуждается в догмах и абсолютах, основы имперского типа мышления подорвать невозможно, ибо если на каком-то этапе выяснится что предыдущие логические наработки не соответствуют реальности, то нужно просто пересмотреть эти наработки, найти ошибку, исправить ее, откатить оказавшиеся неверным предположения и продолжить далее с самой надежной на данный момент точки. Это лишь ошибки из-за недостатка информации или неверной ее интерпретации, которые со временем выявляются и устраняются, делая нашу картину мира все более правильной, точной и соответствующей объективной реальности. Совершенство невозможно, усовершенствование возможно, и в этом усовершенствовании состоит основной смысл нашего существования и дела Гармонии.

Примат разума

Мышление человека неоднородно и не сводится к логике само по себе без целенаправленных усилий и тренировок, ибо в процессе эволюции мозг приспосабливался для решения задач текущего биологического выживания в каждой конкретной экологической нише, а отнюдь не к тому чтобы мыслить логически и стратегически. Мозг - это аналоговая, а не цифровая информационная система, а между ними есть принципиальная разница:

= цифровая система изначально заточена на выполнение абстрактных логических задач (сама по себе цифра - это уже абстракция), изначально обладает достаточной для этого сложностью, а для выполнения прикладных задач использует цепочки логических алгоритмов

= аналоговая система изначально заточена на выполнение конкретных прикладных задач (датчик-триггер-пускатель), а оперировать абстрактными понятиями может только при достижении достаточно высокой своей сложности, и как правило в качестве артефакта (побочного эффекта) своей деятельности

Таким образом то, что мы называем своим разумом, своим абстрактным мышлением, является синергетическим эффектом от предыдущих конструктивных решений эволюции мозга, но каждое из этих новшеств было призвано решить какую-то конкретную проблему популяции наших предков в сложившейся ситуации, а отнюдь не проблему правильного логического мышления вида Homo sapiens спустя тысячи и миллионы лет опосля. Пожалуй, это основная проблема спонтанной эволюции: ее механизмы не могут работать на упреждение, не могут просчитать и предугадать необходимые изменения, а решают конкретную проблему выживания здесь и сейчас первым более-менее удачным (а не оптимальным) способом. Они позволяют приспособившейся популяции выжить при очередном кризисе, но часто конфликтуют с предыдущими, и главное необходимыми в будущем изменениями. То, что более-менее решало проблему вчера, завтра может стать смертельно опасным, и в этом главный дефект спонтанной эволюции, который в том числе отразился и на нашем разуме.

Вследствие того что каждое изменение и каждый новый механизм частенько конфликтует с предыдущими, мышление человека подвержено массе когнитивных искажений. Инстинкты и рефлексы человека формировались в разное время под каждую конкретную экосистему, и потому в современных условиях они зачастую совершенно неадекватно интерпретируют реальность, а выработанные ими стратегии и императивы поведения чаще всего не оптимальны и ошибочны, особенно если речь идет о сложных многоступенчатых ситуациях, требующих комплексного анализа и сопоставления, а не простейшей рефлексии раздражитель-реакция. Поэтому сподвижники Империума должны сознавать: мы не можем доверять древним инстинктам, и не можем считать свое мышление априори логичным только потому лишь что у нас есть абстрактное мышление, ибо оно отнюдь не гарантирует мышления логического. Для избегания когнитивных искажений, для формирования правильных и успешных стратегий поведения нам нужно целенаправленно обучаться методикам правильного логического мышления, тренировать этот навык и тщательно следить за своими мыслями дабы не допускать ошибок. Ибо ошибки ведут к поражению, а поражению нет никаких оправданий.

Именно устаревшие и конфликтующие с современной социальной и производственной необходимостью инстинкты, провоцирующие когнитивные искажения и нерациональное поведение людей, являются главным препятствием для построения успешных и эффективных перспективных социальных систем. Весь этот комплекс древнего ПО, которое ранее помогло нашим предкам выжить, сейчас является существенным тормозом прогресса, провоцируя нелогичное, антигуманное, асоциальное и ошибочное поведение. Это то, что в большинстве религий ассоциируют со злыми силами - бесами, дьяволами и джинами. Этот комплекс древних программных багов напрасно представляют в виде рогатых огнедышащих великанов, ибо истинный облик того что религии зовут дьяволом - это косматая и вонючая обезьяна, которая качается на ветке, орет во все горло и бросается в прохожих какашками. Это то, что мы называем атавизмами.

Это не значит что мы должны бороться с инстинктами, нет. Сподвижнику Империума должно не просто уметь побеждать эту обезьяну внутри себя, но и уметь ее подчинить и правильно использовать, ведь эти внутренние механизмы несмотря на свою отсталость обладают громадными силами гормонального регулирования мозга на химическом уровне, его активации и мотивации. Разумнее всего при помощи хорошо тренированного логического мышления грамотно использовать эти силы как в себе, так и в других. Более того, в некоторых несложных ситуациях которые касаются простых биологических задач вроде еды или размножения на инстинкты вполне можно положиться, естественно, не забывая о логике. Но если мы начинаем говорить о сложном поведении, о поведении в рамках сложных социальных и технических систем, то инстинкты неспособны адекватно оперировать такой информацией, и в большинстве случаев внимание им будет лишь мешать глобальным и стратегическим задачам.



Глобальное целеполагание

Прошлое Вселенной уже свершено и принципиально познаваемо, будущее Вселенной поддается некоторому прогнозированию, но носит вероятностный характер, и потому принципиально не познаваемо. Из известного нам прошлого мы знаем, что никто и ничто не сможет убежать от второго начала термодинамики и избежать энтропии. Любое устройство однажды перестает работать, любое сооружение однажды разрушится, всякий рожденный обречен умереть, каждое государство однажды распадается, а любое племя, народ, популяция, даже достигнув вершины своего могущества и расцвета, однажды уходят с исторической сцены. Даже звезды, пройдя главную последовательность водородного термоядерного цикла, исчерпывают свои силы и умирают - или тихо и мирно угасают если они малы, или сгорают в короткой и яркой агонии сверхновой, или достигают гравитационного радиуса черной дыры, сжимая само пространство в непосильный для него омут забвения. Сама Вселенная однажды прекратит расширение, спектрограммы далеких галактик сменят красное смещение на угрожающее синее, и это знаменует начало сжатия Вселенной обратно в единую точку, из которой все началось, на которой все закончится, и с которой все начнется снова.

Тем не менее из того же известного нам прошлого мы видим, что несмотря на энтропию, губительные силы и термодинамическое выравнивание, которые должны приводить ко все более равновесному и простому состоянию материи, она тем не менее становится все более и более сложной с течением времени. Галактики, звездные скопления, планетарные структуры все больше упорядочиваются, усложняются и демонстрируют со временем все более и более стабильные формы устойчивого неравновесия. Сама жизнь и ее эволюция является очевидным попранием энтропии, так как с каждой итерацией несмотря на разложение и кризисы жизнь становится все сложнее и сложнее. Каким же образом Вселенная умудряется преодолевать второе начало термодинамики? За счет информации.

Любая частица, любое вещество в нашей Вселенной может проявлять себя только если одновременно обладает и массой, и энергией, и информацией, которая характеризует закономерности взаимодействия этого вещества с другим, его структуру, и что-то еще чего мы пока не знаем. Без любого из этих компонентов вещество не существует, или не может взаимодействовать с веществом нашей Вселенной, что для нас тождественно. И все три этих компонента сводятся к пространству и его характеристикам в каждом сегменте, которое в конечном итоге выступает мерой всех вещей, ибо любой объект может быть выражен исходя из характеристик пространства, которые и определяют и массу, и энергию, и информацию вещества. А второе начало термодинамики в своих формулах учитывает только массу и энергию, которые должны распыляться со временем, но не учитывает информацию, за счет увеличения и наращивания которой наша Вселенная и преодолевает энтропию. Каждый виток эволюции в пику энтропии происходит за счет увеличения структурной сложности вещества, и это основной вектор развития, к которому устремляется Вселенная.

Делом Гармонии имперская философия называет деятельность, направленную на способствование эволюции вещества Вселенной, за счет которой она преодолевает энтропию. Учитывая то, что это основное устремление Вселенной (целого для непрерывной логики или абсолюта для логики Аристотеля), для разумных существ это устремление также обязано быть приоритетной глобальной целью. Как и Вселенная, разумные существа могут способствовать делу Гармонии за счет наращивания информационной компоненты, т.е. за счет познания мира, улучшения, уточнения и полноты картины мира, совершенствования производственных и социальных алгоритмов, улучшения организации, увеличения плотности потоков вещества и снижения его внецелевого рассеивания, за счет увеличения жизнеспособности, приспосабливаемости, уменьшения ошибок. Эта цель обладает наивысшим глобальным приоритетом, приоритетность всех остальных целей должна соотноситься уместно глобальной.

Приориетной целью разумных существ в деле Гармонии должна стать управляемая эволюция. В отличии от спонтанной эволюции управляемая должна исправить главный недостаток спонтанной - неспособность предвидеть и планировать на перспективу. Спонтанная эволюция способна решать только текущие проблемы первым удачным способом, управляемая эволюция способна предвидеть будущие кризисы и вызовы, и решать проблемы не первым удачным, а более оптимальным способом. Без управляемой эволюции Вселенная может никогда не преодолеть необходимого порога сложности, из-за чего на определенном этапе спонтанная эволюция уже не сможет обеспечить нужного увеличения информации и энтропия не будет преодолена.

Гарантировать перманентное преодоление энтропии во Вселенной можно если мудрый и благой разум станет основным космогоническим фактором, благодаря которому необходимые скачки информационной сложности будут вовремя произведены управляемой эволюцией. Поэтому деятельность человека и человеческой цивилизации чрезвычайно важна: возможно, это единственный шанс Вселенной преодолеть порог разумности и обрести так необходимый ей разумный космогонический фактор. Сподвижники Империума должны помнить об этом и понимать, что эволюция и преодоление энтропии в прошлом совершенно не гарантируют того что это произойдет в будущем, и без наших продуманных и целенаправленных усилий проект человечества и Вселенной в целом может быть провален множеством разных способов. Нам нужно быть мудрыми, сильными и целеустремленными чтобы не допускать фатальных ошибок и вершить дело Гармонии верно и рационально.

Максимум пользы, минимум вреда

В процессе жизнедеятельности одни живые структуры, экосистемы, технические средства и организации могут вступать в конфликты, уничтожать другие системы или наносить им вред. Иногда этого можно избежать, иногда же это неизбежно и жизнь одних означает смерть других. Например, человеку необходимо питаться, а для питания он использует плоды растений и мясо животных. Поддержание жизни человека означает смерть для этих растений и животных. Для содержания в исправном состоянии оборудования нужно тратить расходники и изнашивать инструменты, что в свою очередь означает износ другого оборудования. Победа одного племени (города, государства) означает что другому племени (городу, государству) не достанется охотничьих угодий (рабов, нефти), и оно будет обречено на голод и прозябание. Жизнь и эволюция - сложная штука, построенная на конкуренции структур, а это значит что победить всем, к сожалению, не получится, и чьи-то интересы в любом случае будут ущемлены. Поэтому сподвижнику Империума должно понимать приоритеты структур и процессов, чьи интересы правильнее поддерживать в том или ином случае и победу какой системы или процесса следует считать более приоритетной.

Как было сказано выше, этот список приоритетов систем и процессов целесообразно сопрягать с глобальной целью дела Гармонии. Чем больше система или процесс способствуют глобальной эволюции и уменьшению энтропии, тем более они приоритетны, и чем больше они способствуют глобальной дегенерации тем они менее приоритетны. В том случае если определить потенциалы более-менее достоверно нельзя, то приоритетом обладает система/процесс более высокого масштаба, например, экосистема важнее отдельной особи, государство важнее человека. Если же мы имеем дело с неопределенными или равновеликими перспективами для дела гармонии равных по масштабу систем, то сподвижникам целесообразно не вмешиваться и дать им возможность системам выяснить отношения самостоятельно.



Каждый поступок состоит из трех компонентов - намерения, исполнения и результата. Сподвижник Империума может считать свой поступок добрым если и намерение (мотивация), и исполнение (методика), и результат (хотя бы более-менее прогнозируемый) сообразны другу (хотели примерно того что получилось, цель оправдала средства, средства выбрали адекватные ситуации), а результат привел к положительному вкладу в дело Гармонии, причем суммарная оптимизация превысила суммарную энтропию. Положительную разницу следует по возможности увеличивать, и в своих поступках руководствоваться максимой наибольшей суммарной пользы и наименьшего суммарного вреда. Достигнуть такого уровня оценки и прогноза непросто, ведь зачастую она требует очень высокого навыка и понимания, иногда невозможного для отдельного человека. И тогда возникает необходимость воспользоваться опытом и мнением других людей.

Авторитеты, традиции, теории, учения

К сожалению, когнитивные силы разума современного человека весьма ограничены, и не позволяют каждому отдельному человеку быть специалистом во всех аспектах, уже наработанных к современности, и тем более которые еще предстоит открыть, и потому люди идут путем индивидуальной специализации. Специализация разграничивает участки ответственности, разбивает громоздкие и неподъемные для одного человека интеллектуальные задачи на мелкие и вполне подъемные. Это позволяет людям пользоваться интеллектуальными наработками друг друга, поддерживать глубокое коллективное знание и производить серьезную интеллектуальную работу, но в то же время  актуализирует проблему доверия. Большинство людей как правило не могут перепроверить мнение какого-то отдельного специалиста, не обладая для этого ни временем (они заняты на своих участках разделения труда), ни необходимыми для этого компетенциями, и в целях координации и организации условно принимают это мнение на веру без перепроверки. Нетрудно заметить, что если на каком-то участке разделения труда возникнет ошибка специализированного человека или коллектива, то не имеющие возможности перепроверки люди не заметят ее пока это не перепроверят другие специалисты и коллективы с нужными компетенциями или эта ошибка не вылезет обществу боком, причем как правило совершенно независимо от степени вины в просчете.

Отчасти эту проблему можно нивелировать грамотной организацией, дублирующей опасные ошибками участки интеллектуальной работы проверочными сотрудниками и подразделениями. Но все становится куда хуже когда решения тех или иных вопросов затрагивает интересы тех или иных заинтересованных групп. Особенно если эти группы влиятельны и озабочены своими корыстными интересами куда больше чем поиском правильных решений и объективной истины. Поэтому проблема авторитетов, традиций, теорий, учений и истины в них как никогда актуальна.

Авторитеты. Сподвижнику Империума следует понимать, что скорей всего общепринятая, авторитетная точка зрения действительно является наиболее проработанной и близкой к истине на данный момент. Во всяком случае профессионал может быть хоть и не слишком сообразительным, и звезд с неба не хватать, но благодаря методологическим навыкам, специализации и опыту он легко избежит большинства "детских" ошибок в предметной области, о которое наверняка придется набить шишки даже гениальному, но неопытному человеку. Но авторитетная точка зрения профессионала хоть и является наиболее вероятным близким к истине мнением, является им совершенно необязательно. Особенно если это затрагивает чьи-то интересы.

Традиции. Довольно часто традиции имеют под собой вполне рациональную основу, которая основывается на коллективном опыте народа, и следование им помогает избежать многих ошибок. Но в то же время этот коллективный опыт ценен и актуален как правило лишь в тех же производственных и бытовых условиях, при которых он был выработан и оформлен как, собственно, традиции. Если какой-то социум многие поколения живет в том же технологическом, информационном и бытовом укладе, то его традиции скорее всего рациональны, но если эти уклады меняются, особенно быстро, то традиции стоит подвергать пересмотру и проверке на совместимость. В любом случае сподвижнику Империума  при попытках приблизится к истине следует в первую очередь понимать механику и причины тех или иных традиций. И, конечно же, понимать чьи интересы затрагивает соблюдение или несоблюдение традиций.

Теории. Хорошие вещицы, особенно когда они обладают удовлетворительной объясняющей и прогностической силой. Чаще всего бытующие в научном мире рабочие теории наиболее точны из всего, что на данный момент известно человечеству. Не исключено что где-то на задворках научного мира, а скорее и вовсе вне его неизвестные или маргинальные ученые или даже самоучки запилили куда более точную и верную теорию, которая куда универсальнее и ближе к истине чем главенствующая на сегодня. И даже скорее всего в каждый момент времени такие более совершенные теории существуют, но... но нам, не профессионалам, до них вряд ли добраться, а даже если и добраться, то не оценить по достоинству ибо мы не обладаем компетенциями для этого. Поэтому при прочих равных сподвижнику Империума надежнее пользоваться главенствующими теориями, если он не обладает достаточной достоверной и проверяемой информацией о более совершенной теории. А еще лучше, конечно, таки добыть нужные компетенции чтобы способствовать усовершенствованиям главенствующих теорий. И, конечно же, понимать чьи интересы затрагивает сохранение или смена общепринятых теорий.

Учения. Если с научными теориями по большому счету почти все хорошо, то с разнообразными учениями, к сожалению, почти всегда не очень хорошо. И не вопрос даже то, что учения и их онтология вполне могут содержать в себе рациональное зерно и полезные моменты. Да, они скорее всего содержат в себе и то, и другое, но корень проблемы проистекает из их функционала. Теории изначально предназначены как инструменты рационального объяснения объективной реальности. Да, у них далеко не всегда это получается хорошо, но они хотя бы стараются двигаться в этом направлении. А вот у учений функционал изначально другой: это прежде всего инструменты управления людьми. Сподвижнику Империума, даже если ему очень нравится то или иное учение, необходимо перманентно помнить что это прежде всего инструмент управления, а значит он напрямую затрагивает интересы правящих слоев. А у правящих слоев истина и ценности становятся весьма гибкими и пластичными если речь заходит о интересах и господстве. Поэтому сподвижник Империума должен помнить о непрерывной логике имперской философии, допуская высокую вероятность истинности тех или иных положений учения, но понимая что это именно вероятность, а не непреложная истина в последней инстанции. В учениях - идеологиях, религиях, философских школах - можно найти много полезного, но нужно перманентно помнить что они разработаны конкретными людьми под конкретную социально-производственную среду, людьми, которые даже будучи выдающимися интеллектуалами и мудрецами, все же могли ошибаться и не знать того что нам известно ныне. И что они скорее всего изначально разработаны в интересах конкретных властвующих или стремящихся к власти группировок, особенно если речь идет о учениях, которые широко используются или использовались в качестве главенствующих (квази)идеологий.



Я не зря так настойчиво обращаю внимание на чьи-то интересы, которые затрагивает то или иное мнение о истине, потому что это самый первый вопрос, которым должен задаваться сподвижник Империума при поиске наиболее близкого к истине мнения. Имперская философия настаивает на примате разума, объективности и рациональности на пути познания, но мышление большинства современных людей, к сожалению, не подготовлено для такого подхода. Эта максима мышления требует от человека, во-первых, достаточного интеллекта, во-вторых, определенных навыков логического мышления, и в третьих, самодисциплины, что доступно далеко не всем. К сожалению, большинству людей не удается избежать когнитивных искажений, особенно если поиск истины затрагивает их интересы и эмоции. Ради своих интересов и положительных эмоций люди, не следующие имперской философии примата разума, вполне готовы быть необъективными, обманывать, и что хуже всего, самим обманываться, причем в большей части случаев этого когнитивного искажения они даже не заметят. Поэтому имперская философия рекомендует снижать вероятность близости к истине мнения авторитета, традиции, теории или учения тем более, чем больше это затрагивает интересы господствующих групп, общественных классов и структур, причем чем выше влияние этих структур, тем больший рекомендуется скепсис и тем более тщательная нужна перепроверка.

К дисциплинам, которые не сильно затрагивают интересы властвующих слоев, сподвижник вполне может относится с доверием, например, к естественным наукам. Но вот к дисциплинам, которые интересы властвующих слоев затрагивают напрямую - история, этика, экономика, философия, онтология - Империум рекомендует относится крайне настороженно независимо от источников, ибо все они почти гарантированно будут ангажированы в ту или иную сторону, и по возможности обрести достаточные компетенции для самостоятельных суждений в этих областях. Это те области знания, которые имперская философия настоятельно не рекомендует отдавать на откуп любым авторитетам как бы они кому не нравились, а этот объем знаний, необходимых для самостоятельного изучения, вполне по силам самостоятельно освоить среднестатистическому человеку. И самое главное что нужно помнить сподвижнику: независимо от источника возникновения ошибки, он несет личную ответственность за ее свершение. Доверился ли он авторитету, следовал ли традиции, действовал в рамках теории или подчинился учению, но если он совершил ошибку - это его личная ответственность. Да, допустимо учитывать меру вины, ибо человек не может знать все и ему волей-неволей приходится доверять другим в вопросах, в которых он некомпетентен, и потому мера вины снижается если источником ошибки послужили другие люди. Это уменьшает, но не снимает ответственности за ошибки, и потому сподвижник Империума обязан мыслить как можно более ясно, обладать как можно большими компетенциями и совершенствовать свою картину мира чтобы делать как можно меньше ошибок и действовать все более правильно и совершенно. Знание и понимание куда надежнее веры.

Часть 2

. . . . .

Tags: Империум, мораль, моральный кодекс, нравственность, проект Империум, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments